4 версия, 2020 год
Так как я много снимаю и часто показываю свои фотографии, ко мне приходило много знакомых и не очень людей с единственным вопросом – а какой же фотоаппарат купить мне, чтобы снимать так же? Ведь все дело в технике! Примерно с конца 2018 года ко мне практически перестали подходить с такими вопросам, так как телефоны научились снимать очень круто 🙂 Но статья осталась и я ее оставлю её для истории. Эссе на тему «Как выбирать фотоаппарат».
Почему-то принято считать, что именно размер делает фотоаппарат профессиональным, а каждая фотография, скачиваемая с флеш-карты такой камеры – шедевр. К сожалению и счастью, это не так. Фотография была и остается одним из видов выражения эмоций и мыслей. Определенно, это вид искусства, который может поражать своей глубиной. Но у любого шедевра есть его творец, автор и именно от таланта автора, от его кропотливого и вдумчивого труда зависит конечный результат. Поэтому, начиная выбор фотоаппарата, вы должны четко осознавать:
Для чего вы покупаете камеру?
Вы решили купить хороший фотоаппарат. Хороший – это не какая-то там мыльница. Еще я часто слышу такой вариант – ну у меня мыльница есть, а я хочу купить хороший. Так вот давайте для начала разберем – а что плохого в мыльнице или той камере, которая уже есть? Современные технологии производства светочувствительных матриц, которые и запечатлевают в конечном итоге наши изображения, доведены до совершенства. Количество мегапикселей в самой бюджетной мыльнице уже приближается к немыслимым значениям и практически не имеет никакой разницы – на какой фотоаппарат сделан снимок, с любого можно сделать отпечаток достаточно большого размера. Значит — дело не во внутренностях камеры.
Прежде чем попасть на матрицу, свет проходит через систему линз – объектив. Кроме этого, система линз позволяет приблизить объект или, наоборот, сделать более объемный кадр. Но и в этом аспекте технологии производства линз, встраиваемых в мыльницу, и большого профессионального объектива идентичны. Значит, дело вовсе не в камере? Постепенно я подвел вас к мысли о том, что не размер камеры или ее принадлежность к профессиональной серии делают из «фотки» шедевр, достойный журнала National Geographic. Значит:
Дорогой фотоаппарат может и не помочь вам получать результат лучше, чем вы получаете на свою мыльницу
И я подтверждаю: это так. Превосходный результат в фотографии требует трудозатрат на каждом этапе: подготовки к съемке, съемки и пост-обработки снимков. Когда вы будете готовы свыкнуться с мыслью о том, что профессиональный «хороший» фотоаппарат не делает автоматически хороших фотографий, продолжайте читать эту статью и мы попробуем разобраться, почему еще не нужно покупать «хороший» фотоаппарат и как достичь лучших результатов.
Итак, у Вас нет никакого фотоаппарата и вы хотите его купить. Но тратить время на выбор объектива, настройки, обработку Вы точно не будете. Вам вообще нравятся почти все снимки, которые Вы видели. А еще Вам больше нравится камера, которую удобно носить в небольшом чехле или в сумочке. Прекрасно, Вы готовы купить «цифровую мыльницу»! Какую выбрать? Ту, которую Вам больше нравится внешне, устраивает по габаритам, весу и подходит в цене. Я абсолютно серьезен. Почему – почитайте в этой статье абзац про технологии производства еще раз. Начинайте наслаждаться фотографиями.
Какую купить мыльницу? Назову модель, которую купил для себя – Canon IXUS. Эта серия фотоаппаратов имеет уже почти десятилетнюю историю и очень дружелюбна с новичками в части простоты освоения фототехники. Этот рецепт практически универсален, даже если Вы решили подарить фотоаппарат любимой бабушке — она с ним разберется.
Но наша история началась с покупки «хорошего» фотоаппарата, и редко я мог удовлетворить своих собеседников рассуждениями о цифровых мыльницах. Итак, вы все же хотите купить камеру больше, чем мыльница. И таких устройств на рынке представлено условно два класса. Первый, который я не буду рекомендовать здесь, – компактные камеры без сменного объектива. Камеры Canon Powershot внешне совсем не похожи на маленькую мыльницу: большой объектив, солидный вид. И при этом отсутствие возможности этот объектив сменить – раз, а два – внутреннее техническое оснащение фактически не отличается от обычной мыльницы. Тем не менее, тысячи владельцев таких камер создают прекрасные снимки, а значит камера нашла своего потребителя. Но соотношение цена/качество/функциональность при выборе такой камеры, на мой взгляд, далеко не идеально.
Я существенно сократил поле выбора, оставив «мыльницы» и «камеры со сменной оптикой». И если мыльница не подошла категорически, давайте рассмотрим подробнее настоящие камеры со сменным объективом. В этом классе камер, который становится все более популярен и представлен все большим ассортиментом моделей, сложились две группы — зеркальные камеры и беззеркальные. Кроме возможности сменить оптику такие камеры, как правило, имеют светочувствительную матрицу большего размера, обязательно поддерживают съемку в «цифровом негативе» RAW и обладают широчайшими возможностями для творчества. Для потребителя такая камера автоматически «профессиональна». И чем она будет лучше – тем профессиональней фотограф. А если еще нацепить вспышку…
Приведу некоторые доводы, которыми пользовались мои собеседники при обосновании необходимости покупки «зеркалки». Давайте вместе еще раз подумаем: а действительно ли она нам нужна?
1. Большая камера более качественно производится и значит там стоит более хорошая матрица.
Это не так, технологически производства светочувствительных матриц любых камер практически идентичны.
2. Большая камера имеет большой аккумулятор и он дольше разряжается.
Это не так – большая камера имеет больше электроники внутри, которая соответственно потребляет больше энергии.
3. Я хочу большую камеру, чтобы делать фотографии, где спереди человек четкий, а фон размытый (в фотографии эффект размытого фона имеет собственное название – боке).
Действительно, снимок с четким передним планом, на котором будет находиться предмет или человек, и размытый задний план на «зеркальной» камере получить значительно проще, а некоторые «мыльницы» просто не способны сделать такое.
4. С большой камерой ты выглядишь солидно.
Возможно, это так, но при этом она становится объектом излишнего внимания, существенным привеском к багажу, требует больших кофров, аксессуаров и т.п.
5. В больших камерах стоит более совершенный процессор, из-за этого снимки с такой камеры получаются лучше и сочнее.
Это не так, алгоритмы обработки изображения после съемки в любой камере похожи. Если вы увидели очень красивый снимок, снятый на зеркальную камеру, как правило – это заслуга двоих: фотографа и камеры. Первый немало потрудился над обработкой фотографии.
6. Чем камера дороже, тем лучше снимки.
Это не так, любая камера способна сделать и хороший, и плохой кадр. Чуть ниже мы поговорим о классах камер и я постараюсь объяснить, в чем их различия, тем не менее, не стоит всегда стремиться купить все самое дорогое.
Развеяв большинство мифов, я напомню о главном:
Обработка фотографии после съемки – необходимый процесс для достижения качественного результата.
Фотокамеры со сменной оптикой умеют делать «готовые» снимки самостоятельно, но вы должны понимать: готовый снимок не всегда будет тем совершенством, которого ждете вы. И имея такую камеру, нужно стремиться результат получать совершенный. Камера со сменной оптикой дает возможность снимать в RAW (цифровом негативе), что дает еще более широкий полет творческого порыва. К совершенному результату можно идти поэтапно.
Что еще нужно знать, чтобы владеть такой камерой? Нужно изучить курс физики за 8-10 класс в части оптики и понимать основные принципы распространения и искажения световых волн в пространстве. Ведь линзы объективов – достаточно сложные инструменты. На них хоть и нет кнопок, но каждая имеет свои характеристики, которые нужно уметь читать и понимать. Диафрагма, аберация, виньетирование, дисторсия, дисперсия – все это бывает в фотографии. И нужно знать, что с этим делать.
Надеюсь, прочитав все это, Вы еще раз основательно взвесили все за и против покупки по-настоящему «хорошей» камеры.
Перейдем к выбору камеры. Условно их можно разделить на две категории — беззеркальные и зеркальные, которые в свою очередь можно разделить на три класса – начальный, средний и профессиональный. Профессиональные камеры стоят особняком, и не мне писать статьи о выборе такой камеры. Профессионалов отличает возможность демонстрировать отличный результат в любых, даже самых сложных, условиях съемки. Именно поэтому такие камеры стоят дорого и нижняя планка начинается от 75 тысяч только за «тело» камеры без объектива. Если же у Вас есть желание и средства на покупку, но вы не знаете еще, что хотите купить, а покупать камеру начального уровня категорически не хотите – сходите на фотокурсы. Без элементарной базы знаний профессиональная камера способна лишь разочаровывать.
Мы поговорим о беззеркальных камерах и «зеркалках», как среднего, так и начального уровня. Беззеркальные камеры тольно началаи завоевывать рынок, но я считаю, что за ними будущее. Зеркало само по себе в цифровой камере — это пережиток прошлого. Так решили многие производители и начали производство таких камер. «Беззеркалки» имеют схожие характеристики с «зеркалками» среднего и начального класса (в зависимости от модели), но по габаритам они существенно меньше.
Разница между среднечками и начальным уровнем не столь существенна и в денежном эквиваленте выражается в 10-20 тысячах рублей. Функционально же камеры очень близки и разницу начинаешь замечать лишь при внимательном изучении. О чем это говорит? Если пока вы не в состоянии этой разницы увидеть – зачем вам камера среднего класса? Если способны – эту статью Вы уже будете читать с пренебрежением 🙂
Поэтому выбираем цифровую фотокамеру начального уровня. Покупка камеры со сменной оптикой это выбор: брать «кит» или «тушку» с объективом отдельно? Если все сказанное только что мной для вас тарабарщина – берите «кит». Ведь «кит» — это совсем не рыба, и не морское млекопитающее, а уже готовый комплект из тела камеры (оно же «тушка», оно же «боди» — от англ. body) и объектива (он же «линза», он же «стекло»). Комплект, как правило, не плохо сбалансирован по углам обзора и характеристикам объектива, значит, для новичка подходит оптимально. Если же Вы начнете совершенствоваться, то постепенно докупите нужную оптику.
Я снимаю на Canon и Sony, рекомендовать камеры других марок мне затруднительно. Хочу предупредить Вас – выбрав камеру одного производителя, очень сложно перейти на другого, так как объективы и другие аксессуары не совместимы между собой. Поэтому, если у ваших друзей есть уже зеркальные камеры определенной марки, стоит подумать, не купить ли и вам камеру такого же производителя. Будет с кем объективами меняться.
Теперь о самих камерах. Сейчас (на момент публикации статьи в марте 2014 года) из беззеркальных камер я могу рекомендовать серию Sony Alpha NEX. Здесь есть и среднячки, и начальный уровень.
Зеркальные камеры Canon представлены двумя камерами начального уровня: Canon EOS 650D и более бюджетной Canon EOS 100D. Последняя имеет упрощенный функционал и пластиковый корпус, если вы берете камеру ребенку, я бы рекомендовал взять именно ее. Учитывайте, что обновление поколений камер проходит довольно быстро, и это время для экономии – предшествующие модели теряют в цене 7-15%. Но кроме Canon я рекомендую я посмотреть на новую камеру Sony Alpha SLT-A33. В ценовом сегменте до 30 тысяч этот комплект весьма не плох.
Но часто люди продолжают терзаться: а не взять ли мне камеру среднего уровня? Вроде деньги есть, и выглядеть буду солиднее. Тогда читайте этот абзац: что же дает такая камера? С точки зрения внутреннего устройства, камеры начального уровня и среднего уровня почти идентичны. Зачастую в них даже используются одни и те же матрицы (например, в EOS 550D и EOS 7D). Как правило, камеры среднего уровня более «скорострельны» и позволяют сделать уже не 3-5 снимков в секунду, а снять до 10 кадров, больший внутренний буфер дает возможность сделать серию кадров более длинной. Как правило, камеры среднего уровня используют батарейные элементы большей емкости, и для них уже продаются батарейные блоки (несколько аккумуляторов в одном). Есть еще тонкости в настройках, в том числе периферии, но они уже не столь существенные. Словом, можно сказать, что камеры среднего уровня более производительны.
На сегодняшний день Canon представляет на российском рынке две модели среднего уровня. Более новая из двух, камера Canon EOS 70D, это новая технология производства. Она более совершенна и своей предшественницы EOS 60D, результаты тестов шумности матрицы лучше. EOS 60D более емкий аккумулятор (совместим с камерами Canon EOS 5D mark II) и в ней используются новые для зеркальных камер Canon карты памяти формата — SD. Вторая камера — более технологичная Canon EOS 7D, которая уже больше года представлена на рынке. У этой камеры уже два процессора, выше скорость серийной съемки и более широкая функциональность.
Объектив можно приобретать отдельно от тела, для камер Canon начального и среднего уровня я рекомендую два объектива. Мою первую рекомендацию получает объектив Canon EF 17-40 f/4L. У объектива — масса сильных сторон, слабых — немного. Он из благородной серии профессиональных линз L, а значит, тихо и быстро фокусируется, имеет очень красивую картинку, и вы сможете им пользоваться не только на камерах начального уровня, но и расти дальше без смены линзы. Цена его бюджетна для профессиональной линзы. Есть и еще один минус — новичок часто в первые дни разочарован его скромным зумом.
Но если хочется что-то более бюджетное, рекомендую объектив Canon EF-S 17-85 . Цена этого объектива в два раза ниже предыдущего. Он имеет более широкий диапазон зумирования (17-85 против 17-40, а значит, в два раза больше сможет увеличить предмет в кадре), но при этом он более «темный», и наличие буквы S в названии серии (EF-S) означает, что его можно будет применять только с камерами начального уровня. Еще два компромиссных варианта Canon EF-S 18-135 и более «дальнобойный» Canon EF-S 18-200. В любом случае при выборе объектива учитывайте, что минимальное фокусное расстояние больше 24 существенно сузит угол обзора. Если отдельный объектив «пока дорого», читайте абзац про выбор «кита» 🙂
Описывая выбор объектива, я так и порывался пуститься в объяснения о тонких различиях в линзах, приводить тесты и т.п., но в задачи данной статьи не входит научить вас хорошо разбираться. Пока вы стоите лишь перед выбором — с чего начать свою карьеру фотографа и я буду рад, если немного помог вам уложить начальные знания. Пока же доверьтесь внутреннему ощущению, еще раз примерьте финансы и купите свою камеру. И совсем не обязательно это будет крутая зеркалка.
Данная статья является моим личным мнением. Если Ваше мнение расходится с моим — напишите свою статью :-), например такую, и я с удовольствием размещу на Вас ссылку.
Удачных покупок и отличных снимков!