2008 год я встречал на границе Швеции с Норвегией в местечке Дювед (Duved), которое сейчас стало уже довольно известным у нас благодаря горным лыжам. Естественно я не мог в поездке обойти тему железных дорог, но обо всем по порядку. SJ (Statens Järnvägar), Sverige, Duved stn
Мы предпочитаем путешествовать на своем транспорте от двери до двери, поэтому и в этот раз мы ехали на машине от Москвы до Дюведа через Питер, Хельсинки, паром до Стокгольма и далее на север страны. Финляндия на Новый год была без снега.
1.
2.
3.
4.
5. Хельсинки — город трамваев.
6.
7. Паром в Стокгольм.
8. И не задерживаясь в столице Швеции на север. Дороги очень информативны, а важные щиты и знаки сделаны на ярком фоне.
9. Кое-где лежит снег.
10. Автомобильная и железная дороги идут параллельно, образуя красивые серпантины на холмистой местности.
11. На железной дороге много тоннелей.
12. Типичный провинциальный шведский переезд.
13. Автомобильные дороги обеспечивают наивысший уровень безопасности. Достаточно часто за вами следит радар, о чем предупреждает знак.
14. Интересная система отбойников безопасности, построена на тросах, в отличие от наших профиль-металлических крайне проста в ремонте.
15.
16. А левые повороты на крупных трассах не просто отсутствуют как таковые, но выполняются из специальных карманов.
17. Вокруг завораживающая северная природа.
18. Но вот мы на месте.
19. Горы.
20. Свечи.
Но пора сходить на железную дорогу. До станции Дювед от дома нам было минуты 3 медленным шагом, но в леденящем предрождественском пронизывающем ветре мы добежали секунд за 30 🙂 Фотографии довольно шумные, тогда я почти не следил за техникой съемки.
21. Внутри станции.
22. Переезд на станции.
23. Переезд начал закрываться — приближается поезд.
24. Этот экспресс идет до Гётеборга.
25.
26. Вагоны спальные, стоянка 5 минут.
27. Дорога здесь однопутная (как и во многих частях страны), поэтому поезда разъезжаются на станциях. Подошел встречный пригородный электропоезд Норвежских железных дорог (сказывается близость границы, которая является здесь лишь формальностью). Всего 2 вагона.
28. Дювед станция небольшая, но даже здесь на втором пути стоит электронное табло, которое никто не бъет. Надпись на желтом гласит Убедись в отсутствии поезда.
29. Технический двор станции. В этих деревянных домиках находятся водяные и пневмо-краны, а так же башмаки и другие приспособления для обслуживания товарных составов.
30. Но, пора и домой, подвезете? 🙂
31. Всю обратную дорогу погода для съемки скверная, темнеет рано, солнце встает поздно. Железная дорога идет совсем рядом с автомобильной.
На обратном пути мы заезжаем в железнодорожный музей Швеции.
В городе Евле (Gavle) расположена главная экспозиция Шведского железнодорожного музея (Jarnvagsmuseet), в нем собрана одна из лучших в мире коллекций паровозов, локомотивов и вагонов. В зимнее время экспозиция сильно сокращается. Музей в Питере значительно превосходит по интересности шведского брата. Но один раз заехать сюда можно.
Залы музея разместили в старом веерном депо. Поэтому стеллажи с информацией и экспонатами стоят рядом с раритетными локомотивами.
Начинается музей с вешалки, а сразу за ней огромных размеров стеллаж с моделями подвижного состава Швеции. Как только появляется новый поезд, ему находят место в стройных рядах.
Снизу модель новейшей модификации поезда X52 нашла свое место. Сверху модель поезда X3, обслуживающего линию международный аэропорт Арланда — Стокгольм.
Модель скоростного поезда X2000
Модели можно покупать себе домой. Повторюсь — есть ВЕСЬ подвижной состав Шведских железных дорог (SJ).
Экспонаты натуральной величины в депо-музее
Табличка с номером грузовой платформы.
В шведском музее железных дорог очень много уделено внимания антуражности и воссозданию реальности разных эпох на железных дорогах. Здесь не стесняются помнить о том, что когда-то машинисты сидели не в теплых кабинах с кондиционированным воздухом, а позволяли себе сделать завтрак на лопате для подбрасывания угля в топку. Именно это делает не очень богатую экспозицию притягательной. Атмосфера вагонов, строек, депо воссоздана вплоть до звуковой точности.
Кроме подвижного состава в музее представлено множество оборудования железных дорог и форма персонала.