На пути к ППЖТ нас встретил городской вокзал
Контора ППЖТ
У депо ждет ТУ7А с вагоном
На территории депо стоят старые локомотивы
Некоторые — в довольно вскрытом состоянии
Попадаются и довольно любопытные экземпляры
Вереницы ЭСУ
«Вахтовый» вагон
У цвета этого вагона ПВ-40 есть что-то шатурское, не находите?
Топливный склад депо
Топливная колонка
Разбитое оборудование, обеспечившее удаленное управление ЭСУ при работе в составе путеукладочных поездов из другого локомотива
В депо стоят локомотивы на ремонте
И то, что остается после их разборки
Инструменты для «вскрытия» техники
ЭСУ в депо
Осень у депо в Гусевском ППЖТ
Почти часовой переезд по тряской узкой колее, которая уже давно не в идеальном состоянии
Скорость — не более 10 км/ч
Машинист строго соблюдал инструкцию — все же как экскурсия, я думаю ему строго настрого было наказано руководством не шалить
Но я почти уверен, что ТУ7А-3310 мог себе бы это позволить
Вот и приехали
Что самое главное на торфоучастке? Отсутствие пожара! Поэтому тут этому уделяется особое внимание.
Средства тушения
Техника
Мы гуляем — тепловоз обгоняется
На участке — горы всяких железяк, железочек и железячищей
Ящики, похожие на ульи
Гигантские ковши и ухваты
Будка, похожая больше на реквизит фильма «Кни-дза-дза»
Плавно переходим к действующей технике. На переднем плане агрегат для «прочесывания» полей после удаления корней
Гусеница трактора
Агрегаты для удаления корней и пней
В этих телегах корни вывозят с полей
И сваливают в огромные кучи. Сотрудники торфопредприятия с удовольствием брали такое топливо для домашних печей.
Немного деталей
Этот агрегат производит рыхление поля после удаления корней. Глубина рыхления — 11 мм, это стандартный слой. Более толстый слой — не просохнет.
Двигатели техники — в торфяной пыли
И это не удивительно. На следующей фотографии торфяные комбайны. Они собирают высохший одинадцатимиллиметровый слой торфа. Можете представить, сколько от них пыли?
Затем торф собирают в большие кучи — караваны, которые по мере необходимости подправляют.
Затем к ним подводят временную линию (ус) железной дороги и вывозят для последующего сжигания.
Почему я написал — сжигания? Да потому что такой сухой и чистый торф требуется только для печей ГРЭС. Только там я понял, насколько безполезна в текущей ситуации торфодобывающая промышленность. Фрезерный торф для ГРЭС требует столько временных и ресурсных затрат, что каждая его тонна становиться золотой. Ведь нужно расчистить от леса участок, осушить его прорыв целые сети квартальных и картовых каналов.
После осушения требуется тщательно удалить все пни и корни, разрыхлить слой торфа, дать ему просохнуть и только затем снять всего (!) 11 мм — больше не позволяет технология. Конечно, учитывая сколько одновременно обрабатывается полей, это не так уж и мало, но!
Общепризнанный факт, что торф один из самых низкоэффективных видов топлива. Он очень не экологичен, так как при горении выделяет такую таблицу, что никакому углю, нефти, а тем более — газу, не снилось. Кроме того — добыча такого торфа для людей: адский труд, проходящий в постоянной черной пыли. Легочные заболевания — самые распространенные в этой профессии. В мире единственная страна, все еще продолжающая упорствовать в технологиях экологичного сжигания торфа — Нидерланды. Но если бы Вы жили в стране размерами с половину среднего региона России, преимущественно заболоченной, наверное Вы бы тоже искали альтернативы русскому газу.
И перспектив для такого метода добычи торфа в сельском хозяйстве тоже нет. Для с/х-нужд вполне подойдет торф, добытый из влажного слоя ковшом экскаватора.
Вокруг — живописная разруха
Кстати большинство техники на болоте не имеет надувных колес. Широкие металлические барабаны и держат на пружинящем торфе лучше, и не прокалываются.
По той же причине приоритет отдается гусеничным тракторам
Хождение по торфяной карте (квадрату, на котором добывают торф) дает довольно необычные ощущения — словно по упругому батуту. Очень похоже на хождение по болоту (хотя это оно и есть), но только ты не проваливаешься в трясину.
А вокруг техника, техника. Торф добывают с мая по сентябрь, но не вывозят. А с сентября по май ремонтируют технику пока УЖД вывозит за зиму запасы разработанного торфа.
Пейзаж к фильму «Белое солнце пустыни»
Еще один общий взгляд на базовый лагерь торфоучастка.