Швеция — переход на правостороннее движение

Мало кто знает, но до 1967 года Шведы ездили по левой стороне дороги. После них такая организация движения в «старом свете» осталась только в Великобритании. На момент перевода львиная доля машин в стране уже тогда была оборудована левым рулем. Можно представить, какое количество машин было в 1967 году, но и тогда шведы думали о возможных трагических последствиях при использовании машин с водителем на обочине. Никакая суперсистема зеркал или камера не поможет принять верное решение на огромной скорости.
День П (или по-шведски Dagen H) назначили на 3 сентября 1967 года. В 4.50 транспорт встал, переехал на другую сторону и в 5.00 поехал по новой стороне. Звучит фантастично? В России такое мероприятие я представить не могу, честно, даже в советском 1967-м. Но зато такой проект совершенно в духе Шведов.

За 4 (!) года до дня Н шведский парламент образовал Государственную комиссию по переходу на правостороннее движение (Statens Högertrafikkomission). Главная задача комиссии — снизить дискомфорт своих граждан при общении с соседями: норвеги, финны и датчане уже давно ездили по правой стороне. Нужно было повесить новые знаки, светофоры, переоборудовать перекрестки (шведы стали использовать белую разметку вместо желтой, используемой ранее). Отдельно стоит отметить общественный транспорт переносить остановки нужно было только на дорогах с односторонним движением, а вот автобусы нужно было переделать. И фабрики по производству автобусов разработали и выпустили около 8 тысяч переходных моделей автобусов с дверями с обоих сторон (это стало самой затратной частью всего проекта перехода для государства).
3 сентября Стокгольм лишился трамваев — от них давно хотели отказаться из-за тесных улочек. Другие трамвайные системы в Гетеборге и Норкопинге стали правосторонними.
Еще одной статьёй затрат стала необходимость замены фар и педальных узлов для автомобилей. Машины с левым рулем имели левую фару, освещающую обочину. После перехода она стала слепить встречные машины, а обочина оставалась без дополнительных пучков света. Комбинацию педалей на старых машинах «сцепление — газ — тормоз» надлежало изменить на «сцепление — тормоз — газ». В Швеции, привыкшей делать все конкретно, просто не разрешали эксплуатацию машин, не прошедших модернизацию.
В ночь на день перехода и до 6 утра личному транспорту ездить запретили. В Стокгольме и Мальмо перекрыли движение еще в субботу и практически до вечера воскресения — проводили последние работы по демонтажу знаков и организации движения. Некоторые города так же расширили время действия ограничений.
В День H в 4:50 утра все транспортные средства должны были остановиться и сменить сторону дороги, а продолжить движение разрешалось в 5:00.

Большое внимание уделялось и информации для населения. Был выпущен специальный 30-страничный информационный буклет, разработан и широко растиражирован (вплоть до рисунков на женском нижнем белье) специальный логотип. По радио транслировалась информационная песня «Держи вправо, Свенссон» («Håll dig till höger, Svensson»).

Была разработана государственная программа обучения и переподготовки водителей, которую нужно было пройти в обязательном порядке.
Естественно, событие было окружено статистикой. После осуществления перехода в понедельник полицией было зарегистрировано 125 инцидентов, в то время как в прошлый понедельник таких было 130, а в понедельник 2 недели назад целых 198. Никаких серьезных инцидентов, связанных напрямую со сменой полос, не отмечалось. Усиленное внимание к событию в прессе привело и к повышению внимания водителей на дорогах. Первое время скоростные ограничения были снижены на 10 км/ч. Постепенно действие ограничений отменялось на магистралях, дорогах, а окончательно были сняты только через 2 года после перехода.

Эксплуатация машины с правым рулем в Швеции стала дорогим удовольствием. Владельцам старых машин с правым рулем дали значительные субсидии на покупку новеньких Volvo или Saab. А к ввозимым машинам применялось столько требований, что дешевле было купить машину в стране. Это было самым непопулярным решением правительства того времени (а я напомню, что в 1955 году на референдуме за переход проголосовало 1/5 населения страны!). Население крайне негативно реагировало на необходимость менять машину или ее модернизировать, но так как это было направлено на увеличение безопасности на дорогах, к решению прислушивались.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*