Первая мысль, посетившая меня после прочтения литературного опуса Комсомольск, была: я должен там побывать осенью.
Поехал я туда вообщем-то из-за одной фотографии, а точнее — ракурса. Ровные ниточки узкой колеи, прорезающие березовые рощи в пылающих осенних платьях. В день поездки несколько подпортилась погода, да и наряды березки начали уже сдавать в гардероб. Но разве может это испортить впечатление от поездки? Я остался результатом съемки нужного ракурса в целом доволен. А уж какие приятные дополнения нас ждали, мы и представить себе не могли.
Краткие сведения: Подозерский — поселок в Комсомольском районе Ивановской области. В недалеком прошлом — один из крупных центров в большой системе торфовозных железных дорого колеи 750 мм. Интересующимся подробностями поможет интернет. Можно почитать упоминавшуюся мной книгу Комсомольск, вышедшую в этом году, но писавшуюся, очевидно, второпях, и поэтому оставляющую впечатление незаконченности и нераскрытия темы.
Дорога от дома до цели заняла 3 часа. От осенних лиственных пожаров иногда просто захватывало дух.
Долго ли — коротко ли, мы оказались у Семено-Сарского, где оставили автомобиль, выдвинувшись к насыпи УЖД.
Как человеку, не страдающему географическим кретинизмом, для меня практически всегда очевидно направление движения. Но мои друзья уверены в том, что на узкоколейки у меня нюх. И хожу я по бывшим или сохранившимся «колейкам» ориентируясь исключительно по нему. Безошибочно я вывел своих попутчиков, любезно согласившихся в тот октябрьский день сопровождать меня, к насыпи УЖД.
Рекомендую читателям попробовать повторить следующий акробатический этюд на обычной железной дороге.
А тем временем солнце в последний раз блеснуло в конце перегона и скрылось за набежавшими тучами. В этот день, к сожалению, у него (солнца) был не приемный день в этом районе.
Когда-то это был участок огромной сети железных дорог, по которой можно было доехать отсюда и до Тейково (поверьте, это не рядом). Ну а теперь лишь несколько километров до ближайших торфополей от поселка Подозерский.
Путь ровнехонький — рельсы струнками убегают к горизонту. По дороге было очень приятно шагать. Осенний лес благоухал умопомрачительными ароматами опавшей листвы вперемешку со сладкой сыростью болотистых озер. Все это сопровождалось залпами конфетти из листьев осин и берез, которые шурша падали от дуновений усиливающегося ветра. После шумного города в этой тиши хотелось остаться навсегда.
Ну а это тот самый ракурс, ради которого мы сюда ехали. Листвы, конечно, уже меньше чем я рассчитывал (в Подмосковье в тот день березы были все в листве). Да и погода пасмурная, но самое важное — место это найдено. Уверен, если дорогу не разберут, я сюда еще вернусь. Сделав пару десятков вариантов снимков мы двинулись дальше, решив пройтись до торфоболота и обратно. Прогулка всех очень радовала.
Ходко мы дошли до развилки. Путь на Комсомольск шел прямо. А мы пошли на торфоболото.
И вдруг — чу! Все трое отчетливо утвердились — гудок не послышался. И еще один. Минут через 20, переваливаясь с боку на бок нас догнала ЭСУ2А, урча недовольным дизелем.
Доехав до участка мотовоз мгновенно отправился в обратный путь. Как в него успели заскочить те 5 пассажиров — не представляю. Я махнул рукой, дизель сбросил обороты, дверь распахнулась. Перекрикивая дизель я попросился до Сарского. Залазь, любезно разрешило узкоколейно-пассажирское сообщество. И мы залезли, и поехали. Волнующий невыветриваемый запах дизеля в кабине ЭСУхи приятно щекотал нос. Народ ехал видимо с тихой охоты, опасливо прижимая к себе рюкзаки с добычей и косясь на мой фотоаппарат, больше похожий на инструмент препарации. Все же боятся у нас люди фотографов — а мало ли что, память о леди Ди еще свежа. Я их понимаю, поэтому снимал опасливо. В таком лесу могу ведь и в рыло, извините, без предупреждения.
А мотовоз тем временем мотался из стороны в сторону по кривой ветке-«времянке». А сотрудник дороги односложной формой повествования поведал, что положение на дороге мягко говоря — не очень. Мотовоз гоняют из-за сторожа, который сторожит себя. Торф возят только на подошвах сапогов. Сколько будет продолжаться этот рейс — тайна. А больше волнуют бобры. Развелось их в проточных озерах — тьма. Выбираются на канавы у дороги и валят деревья. Часто — прямо на путь.
На площадке рядом с дизелем лежал домкрат. А как же — вдруг колесо проколем!
Но когда мы выехали на основную трассу, произошло то, чего я ну никак не ожидал. Храбрый кучер дизельного табуна на рельсовом ходу не стал заигрывать с акселератором, а, включив четвертую, утопил тапку в пол. Ровный рельсовый путь без суетливости удерживал мотовоз в выбранном курсе на скорости не менее 50 км/ч. Для узкоколейки это быстро, а машина уже не девочка. Но постепенно мои сомнения относительно безопасности этого броска растаяли. Местные вообще не обращали внимание на происходящее. Для них это рутина, а для меня и моих друзей — машина времени. До Сарского поезд нас именно домчал. Чуть сбавив ход машинист применил практически экстренное и ловко остановил нас у тропинки. Мы спрыгнули, а народ поехал в поселок.
Миссия завершалась, но я решил не изменять взятой еще в прошлом году традиции и рассказать про сам поселок. Узкоколейку снимают всегда — а поселки оставляют незаслуженно в тени, а ведь люди, строившие УЖД живут именно тут.
Подозерский типичен для любого поселка торфяников средней полосы. Возникший в первой половине века XX, развивался он в его второй половине. По сей день на улицах есть следы и возникновения, и дальнейшего развития. Подозерский, как и многие такие поселки, устроен прямыми кварталами, на которых преобладает двухэтажная застройка деревянных и «шлаковых» домов.
Как и во многих таких поселках, жизнь течет неторопливо. До сих пор здесь вдумчиво сидит на лавочках и стульях около домов старшее поколение, а поколение среднее не спеша ездит на велосипедах. Никто никуда не спешит.
Здесь уважительно относятся к гармонии и даже спутниковые тарелки гармонично крепят на деревьях.
А еще тут есть:
Баня (которую я ошибочно принимал почти год за станцию УЖД)
Памятник Ленину (снял специально для
Школа (оставила впечатление неиспользуемой)
Поселковый совет (дом власти)
Магазин
Еще один
Больница с амбулаторией
И даже общественный туалет (и в Москве-то встретишь не часто)
Есть здесь и относительно новые кварталы
И секретные предприятия, спрятанные за высокими заборами с колючей проволокой и маск-сеткой
И ветхое жилье
И даже лоси на коньках крыш
Но главное достоинство, которое есть в них всех — в них идет настоящая жизнь. Без глупых понтов, подлости, зависти, лести и других прелестей мегаполисов.