О ветке Киржач — Мележи сведений немного в силу ее назначения. Построенная в 60-е годы почти одновременно с А108, она всегда работала на нужды обороны страны. Однако эта ветка показана на гражданской карте 1980-х годов. На новых картах ее уже нет, так как в 90-е годы дорогу разбирают практически на всем протяжении, оставляя лишь небольшой участок от Киржача до н.п. Барсово. Проезжая однажды по А108 я обнаружил закатанный в асфальт переезд. Изучив старые карты я вспомнил про эту ветку, тем более она отходила от БМО. Так родилась идея пройти по разобранной линии. В октябре состоялась прогулка в чарующей тишине осенних боров по гладкой заросшей старой шпальной решетке.
Киржач — станция на 142 км участка БМО от Александрова до Орехово. От ее восточной горловины на юго-запад отходит путь со слабым накатом. Это и есть бывшая ветка в Мележи. Почти сразу за границей станции ветка отклоняется от главного хода БМО западнее и пересекает по мосту ручей. Под мостом до конца 60-х годов проходила трасса Киржачской УЖД, о которой будет отдельный рассказ. Схема линий УЖД нанесена на карте. Часто считают, что эта ветка — перешитая трасса УЖД, но это не так.
Линия ныряет в глухой еловый лес крутой кривой, стремясь почти строго на юго-запад.
На линии попадаются остатки сигнализации и автоматики, но все разворовано и разбито.
Вокруг лес в золотых осенних нарядах
Попадаются самовольные переезды, накат на них лучше, чем на рельсах
Рядом находится Киржачский аэродром — популярная дропзона, поэтому над головой постоянно шныряют легкие самолеты с очередной партией парашютистов
Но вот и стрелка. Здесь путь на Мележу уходил западнее
А прямо убегает путь к Барсово. Между рельсами растут елочки, усердно подстригаемые метельниками локомотивов. Смотрится очень декоративно
Но наш путь лежит по разобранной ветке. Идти довольно приятно, но иногда встречаются легкие завалы, путь хорошо читаем, шпальная решетка сохранилась
Через километр выходим на бывший переезд с автодорогой на Барсово. Здесь даже рельсы сохранились
И снова леса и опушки, высокая трава еще не успела опасть и немного затрудняет движение
Еще один лесной переезд, бывший
Следы ЖД
Идем совсем рядом с автодорогой на Киржач, даже видны проезжающие машины. Молодые деревья и трава совсем исчезают с бывшего пути. Шпалы на всем протяжении остались в земле, даже накладки кое-где попадаются. Заросшая шпальная решетка — идеальное место для прогулок. И мы шли и наслаждались осенью, лесом и железной дорогой
На деревьях замерзший вчерашний дождь так и не растаял за короткий октябрьский день
Перспектива
Километровый столб
Дорога почти прямая — перегон далеко просматривается вперед, а повороты плавные и небольшого угла. Местные используют старую насыпь в качестве дороги
Ощущения в прозрачном сосновом лесу не передаваемые
Остатки автоматики
Примерно за километр до А108 мы вышли к бывшему разъезду
Два пути могли вместить около десятка вагонов каждый
Кое-где дождь вымыл грунт и шпалы почти превратились в труху
А вот и Большое бетонное кольцо (А108), здесь был переезд
Внимательный наблюдатель заметит рельсы даже проезжая в автомобиле 🙂
После переезда дорога снова убегает в густой лес
И через некоторое время упирается в забор. Спасибо за внимание.