Ветка Киржач — Мележи

О ветке Киржач — Мележи сведений немного в силу ее назначения. Построенная в 60-е годы почти одновременно с А108, она всегда работала на нужды обороны страны. Однако эта ветка показана на гражданской карте 1980-х годов. На новых картах ее уже нет, так как в 90-е годы дорогу разбирают практически на всем протяжении, оставляя лишь небольшой участок от Киржача до н.п. Барсово. Проезжая однажды по А108 я обнаружил закатанный в асфальт переезд. Изучив старые карты я вспомнил про эту ветку, тем более она отходила от БМО. Так родилась идея пройти по разобранной линии. В октябре состоялась прогулка в чарующей тишине осенних боров по гладкой заросшей старой шпальной решетке.

Ветка Киржач Мележи


Киржач — станция на 142 км участка БМО от Александрова до Орехово. От ее восточной горловины на юго-запад отходит путь со слабым накатом. Это и есть бывшая ветка в Мележи. Почти сразу за границей станции ветка отклоняется от главного хода БМО западнее и пересекает по мосту ручей. Под мостом до конца 60-х годов проходила трасса Киржачской УЖД, о которой будет отдельный рассказ. Схема линий УЖД нанесена на карте. Часто считают, что эта ветка — перешитая трасса УЖД, но это не так.

Ветка Киржач Мележи

Линия ныряет в глухой еловый лес крутой кривой, стремясь почти строго на юго-запад.

Ветка Киржач Мележи

На линии попадаются остатки сигнализации и автоматики, но все разворовано и разбито.

Ветка Киржач Мележи

Ветка Киржач Мележи

Вокруг лес в золотых осенних нарядах

Ветка Киржач Мележи

Попадаются самовольные переезды, накат на них лучше, чем на рельсах

Ветка Киржач Мележи

Рядом находится Киржачский аэродром — популярная дропзона, поэтому над головой постоянно шныряют легкие самолеты с очередной партией парашютистов

Ветка Киржач Мележи

Но вот и стрелка. Здесь путь на Мележу уходил западнее

Ветка Киржач Мележи

А прямо убегает путь к Барсово. Между рельсами растут елочки, усердно подстригаемые метельниками локомотивов. Смотрится очень декоративно

Ветка Киржач Мележи

Но наш путь лежит по разобранной ветке. Идти довольно приятно, но иногда встречаются легкие завалы, путь хорошо читаем, шпальная решетка сохранилась

Ветка Киржач Мележи

Через километр выходим на бывший переезд с автодорогой на Барсово. Здесь даже рельсы сохранились

Ветка Киржач Мележи

И снова леса и опушки, высокая трава еще не успела опасть и немного затрудняет движение

Ветка Киржач Мележи

Еще один лесной переезд, бывший

Ветка Киржач Мележи

Следы ЖД

Ветка Киржач Мележи

Идем совсем рядом с автодорогой на Киржач, даже видны проезжающие машины. Молодые деревья и трава совсем исчезают с бывшего пути. Шпалы на всем протяжении остались в земле, даже накладки кое-где попадаются. Заросшая шпальная решетка — идеальное место для прогулок. И мы шли и наслаждались осенью, лесом и железной дорогой

Ветка Киржач Мележи

Ветка Киржач Мележи

На деревьях замерзший вчерашний дождь так и не растаял за короткий октябрьский день

Ветка Киржач Мележи

Перспектива

Ветка Киржач Мележи

Километровый столб

Ветка Киржач Мележи

Дорога почти прямая — перегон далеко просматривается вперед, а повороты плавные и небольшого угла. Местные используют старую насыпь в качестве дороги

Ветка Киржач Мележи

Ветка Киржач Мележи

Ощущения в прозрачном сосновом лесу не передаваемые

Ветка Киржач Мележи

Ветка Киржач Мележи

Остатки автоматики

Ветка Киржач Мележи

Примерно за километр до А108 мы вышли к бывшему разъезду

Ветка Киржач Мележи

Ветка Киржач Мележи

Два пути могли вместить около десятка вагонов каждый

Ветка Киржач Мележи

Кое-где дождь вымыл грунт и шпалы почти превратились в труху

Ветка Киржач Мележи

Ветка Киржач Мележи

А вот и Большое бетонное кольцо (А108), здесь был переезд

Ветка Киржач Мележи

Внимательный наблюдатель заметит рельсы даже проезжая в автомобиле 🙂

Ветка Киржач Мележи

После переезда дорога снова убегает в густой лес

Ветка Киржач Мележи

Ветка Киржач Мележи

И через некоторое время упирается в забор. Спасибо за внимание.